DarkMon
Мрачный Понедельник
Несколько дней уже пытаюсь собрать себя на какой-нибудь более осмысленный пост.
Попробую сейчас.


Пишу о Грегге Араки.
По причине, во-первых, той, что знакомство с этим режиссёром пришлось на мою двухгодичную паузу между дневниками, и, во-вторых, потому, что сейчас у меня снова возникло непередаваемое "Araki-feeling" (что это такое - объясню ниже).



Первое, что я увидела у Араки, была пара кадров из фильма "The Living End" (1992) - герои сидят на берегу океана, спиной к спине, и заходит солнце. Картина одиночества и, вместе с тем - привязанности. То, что называется "одиночество вдвоём" - такие вот ассоциации возникли у меня. И я решила посмотреть фильм. Потому что иногда хватает одного кадра, чтобы понять: это необходимо. Тебе. Здесь и сейчас.




Фильм действительно оказался тем, чего не хватало: история двух людей на грани, через любовь - к смерти (или, возможно, через смерть - к любви). Отчаяние, сомнения, внезапные откровения, боль, и - самое прекрасное чувство: встреча своего soulmate.
Следующий кадр даёт исчерпывающее описание характеров:
Джон в футболке Joy Division, Люк с пистолетом.



Фильм оставил сильнейшее впечатление, что тут говорить... и я поняла, что с Араки история не закончена пока.

Следующим был "Splendor" (1999). Мы начали смотреть его вместе с З., но она быстро отщепилась в связи с приступом депрессии, и досматривала фильм я в одиночку.
"Splendor" - комедийная история одного threesome, не шедевр, но посмотреть его можно.



Самое смешное, как водится, начинается под конец, по достижении определённого градуса. И, конечно, - великолепная комиксовая эстетика, всё кажется нарисованным, кислотные цвета временами бьют по глазам... герои - довольно плоские, но это в реальности несколько нереального мира воспринимаются как должное. Хэппи-энд присутствует. Мой любимый персонаж - режиссёр с исключительно синими контактными линзами.

После "Splendor" я пыталась в глазах З. реабилитировать Араки (З. бесконечно прониклась "The Living End", но, в основном, Араки для неё слишком трэшовый оказался) - и уговорила её на "Kaboom!" (2010), который сперва посмотрела сама.



В итоге, "Kaboom!" стал у нас просто культовым фильмом. Он такой и есть. Честное слово.
Но сперва - про трилогию "подросткового Апокалисиса".

Трилогия включает в себя фильмы "Totally Fucked Up" (1993), "The Doom Generation" (1995) и "Nowhere" (1997), фильмы, хоть и не являющиеся продолжениями друг друга, но связанные общим мироощущением, давшим неофициальное название циклу. Кроме того, главную роль везде исполнил Джеймс Дювал, и тут мы сталкиваемся с эффектом "кинокармы":
в "Totally Fucked Up" Анди кончает собой, в "The Doom Generation" Джордана зверски убивают на глазах его девушки, в "Nowhere" Дарк остаётся на опасной грани безумия, залитый кровью своего так и не случившегося бойфренда.
Что дальше? А вот что: тот же Джеймс Дювал снова появляется в "Kaboom!", но уже в качестве Мессии.
(Мне не хочется спойлить повороты сюжета, поэтому я не буду об этом много распространяться.)
"Kaboom!" вообще неплохо вписывается как добавочная часть - уже, получается, не трилогии, а тетралогии - хотя на фоне остальных трёх фильмов выглядит этакой конфеткой.
В целом, то, что объединяет все четыре фильма, можно обозначить как существование в кромешной реальности. Наиболее реалистичен оказывается "Totally Fucked Up", частично снятый как документальное кино - история подросткового ангста и жажды любви.

Totally Fucked Up

"The Doom Generation", "Nowhere" и "Kaboom!" - это уже фантастика, это мир, в котором размыты границы между реальным и нереальным, в котором сбываются твои самые дерзкие мечты и самые ужасные страхи. Это твой wet dream и worst nightmare в одном. Бесконечная езда в неизвестное. Вечеринка, на которую все собираются - но никто не знает точно, где она проходит. Мировой заговор с целью устройства Нового Порядка.

Позже Араки снял ещё один эпизод - коммерческую короткометражку для Kenzo "Here Now" (2015) (анаграмма "Nowhere"), в которой действуют всё те же герои (сыгранные, разумеется, другими актёрами). Вообще, самоцитирование весьма характерна для Араки. Например, в "The Living End" Люк пишет на стене "I blame society" - эта же надпись на футболке в Анди в "Totally Fucked Up", а серёжка-череп проходит вообще через всю "апокалиптическую" трилогию.

Осталось написать ещё про один фильм (так как, всё же, я не смотрела всего Араки, но "Smiley Face" и "White Bird In A Blizzard" у меня лежат, ждут своей очереди - и настроения).
"Mysterious Skin" (2004). Однозначный шедевр и самый тяжёлый фильм Араки. Те, кто смотрел, поймут. Тем, кто не смотрел, поясню: это реально тяжёлая тема.



Я смотрела фильм с замирающим дыханием, ощущая боль, - и не могла оторваться, поскольку это прекрасная работа. Абсолютно. Мне не хочется в этой записи касаться всего остального... но, могу сказать - я ни разу не пожалела о том, что решилась на просмотр. То, как сняты эротические сцены фильма - за это отдельное спасибо: всё очень деликатно. И всё же предостерегу: кино не для всех. Самое не для всех из всех фильмов Араки. Вот тут как раз можно читать сюжет и предостережения.

И ещё немного. Как раз об упомянутом в самом начале "Araki-feeling": дело в том, что Грегг Араки оказался на удивление резонирующим со мной и моим восприятием мира. Временами, когда я смотрю его фильмы, у меня возникает ощущение, что это берётся прямо из моей головы и проецируется на экран. Временами я ловлю себя на том, что, в текстах, которые я пишу, тоже ощущается Араки. Временами я чувствую себя персонажем его вселенной - Безумной Вселенной, состоящей из атакующих инопланетян, странных фантазий и моря музыки.
О да, музыка... музыка никогда не является просто фоном в фильмах Араки; музыка всегда значима. Всегда. Музыка - это часть мира, музыка управляет событиями, предвосхищает, комментирует, подводит итог... и так это здорово, когда в важном эпизоде фильма играют важные для тебя - The Horrors, Sigur Rós, Ride, Slowdive, Suede, Placebo.. Когда ты видишь знакомые лого Nine Inch Nails и плакаты с The Jesus and Mary Chain или футболки с Joy Division и The Smiths... когда сходить на концерт любимой группы оказывается лучшим подарком на день рождения. И, кстати, "The Living End" - это песня The Jesus and Mary Chain, а "Nowhere" - альбом Ride. Понятие "New Order" в "Kaboom!" не нуждается в комментариях=)

Вот и всё пока. По верхам. Но с чувством глубокой любви.

Да. Именно Греггом Араки и его "Nowhere" вдохновлён был мой нынешний ник - сокращённо DarkMon, полностью - Dark Montgomery. Вот они: Дарк слева, Монтгомери справа.


@темы: фильмы, колдографика, картинки, Gregg Araki